Монтаж сюжета новостей

Сегодня хочу рассказать об основной рабочей лошадке, которой пользуюсь в студии монтируя ТВ передачи, сюжеты и рекламу. Имя ей Adobe Premiere.

Premiere — профессиональное решение для нелинейного монтажа SD и HD видео. Чем он отличается от других редакторов спросите вы? Лично для меня это удобная связь с другими продуктами Adobe, такими как Audition, After Effects и Photoshop. На практике она облегчает и ускоряет работу над финальным продуктом. Это единственный аргумент который мешает мне полностью перейти на другие профессиональные решения видеомонтажа, к примеру  Grass Valley Edius.

По сравнению с прошлыми версиями Premiere CS6 отличается улучшенными инструментальными средствами, и гибким интерфейсом. Перечислять все возможности программы не вижу смысла, так на сайтах и форумах посвященных видео редакторам это сделали за меня. Лучше попробуйте сами.

В этом небольшом обзоре помогу вам познакомиться с основами монтажа в Premiere на примере создания сюжета программы новостей. К сожалению выложить в сеть сырые материалы приведенные в уроке не имею права, поэтому расскажу только сам процесс создания.

Сюжет — Бриллианты АЛРОСА

Итак, запускаем Premiere Pro CS6 с рабочего стола.

01

 

После этого в окне приветствия Welcome to Adobe Premiere Pro нажмите кнопку New Project

02

Появится окно New Project. Оставьте все настройки как есть. Далее в поле Location и Name задайте папку для хранения проекта и название сюжета.

03

На вкладке Scratсh Disk можно указать папки для хранения рабочих файлов Premiere, по умолчанию программа сохраняет их в текущую папку проекта. Нажмите Ок.

04

В окне New Sequence из списка справа предлагается выбрать формат проекта. В моем случае это DV PAL Standard 48kHz. В правой области Preset Description отображается детальная информация о формате видео и аудио. Если вас не устраивают текущие настройки можете изменить их на вкладке Settings и сохранить как новый пресет. На вкладке Tracks настраивается число дорожек видео а также число каналов аудио, оставьте все как есть. В поле Sequence Name введите название сюжета.

Нажмите для увеличения

Продолжаем нажав на кнопку Ок. Откроется основное окно программы Premiere Pro CS6.

Нажмите для увеличения

Прежде чем продолжить необходимо вкратце объяснить как делается сюжет новостей. Тут все просто, он формируется из четырех составляющих: закадровый текст, стэндап, синхрон и видеоряд.

Закадровый текст — текст к сюжету, который произносит за кадром репортер. Запись происходит в студии аудиомонтажа.

Стэндап — видеоматериал, где репортер присутствует в кадре и напрямую комментирует происходящее событие.

Синхрон — видеоматериал, в котором используется кусок прямого интервью с участниками сюжета.

Видеоряд — вся совокупность монтажных планов, которые репортер показывает в сюжете. Работа ложится на плечи оператора.

Собственно из этих четырех «кубиков» предстоит складывать сюжет. Это минимум который необходимо знать.

Продолжим, редактор (репортер) расписывает на бумаге сюжет, в котором указывает весь закадровый текст, отдельно выделяя названия файлов с синхронами, стендапами, а также тайм коды начала-конца фраз. В некоторых случаях он может дополнительно пометить на полях абзаца какие планы лучше показать, так как монтажер основную часть времени находится в студии и не может знать событий происходящих во время съемок сюжета, в отличие от оператора.

Нажмите для увеличения

Вернемся к Premier’у, в окне Project мы видим созданную по умолчанию секвенцию «Бриллианты АЛРОСА». Дабы не складывать все файлы в одну кучу, я рекомендую создать несколько папок, в которых будут размещаться рабочие материалы. Для этого щелкните правой кнопкой мыши на пустом месте окна Project и выберите пункт New Bin. Для крупных телевизионных передач делаю следующие папки: аудио, видео, графика, титры. В случае с сюжетом новостей можно обойтись первыми двумя.

Окно Project

Внизу окна Project есть две кнопки List View и Icon View для переключения режима отображения между Списком и Иконками, а также ползунок для масштабирования. При работе со структурой папок удобнее работать в режиме списка, иначе рекомендую включить иконки — это позволит видеть превью видео и изображений.

Пора загрузить в проект необходимые для монтажа видео кадры. Выделите созданную ранее папку «видео» затем правой кнопкой мыши вызовите контекстное меню и выберите пункт Import…

В стандартном окне открытия файлов Windows выделите все видео кадры при помощи сочетания клавиш Ctrl+A, и нажмите кнопку Ok. Запустится процесс импорта, в зависимости от числа файлов и производительности компьютера, это займет некоторое время.

Сразу после этого Premiere начинает построение аудио графика для каждого файла, что тоже занимает некоторое время. Тем не менее работать с видео уже можно.

Но для начала давайте загрузим в папку «аудио» закадровый голос диктора. Повторите описанное выше действие, либо просто перетащите файл из папки Windows в окно Project.

Перетаскивание файла

После импорта всех необходимых файлов, начинается монтаж. Первоначально нужно собрать основу сюжета, на языке телевизионщиков называемой «Рыбой». Выкладываем все «кубики» за исключением видеоряда на временную шкалу (Sequence) и вуаля, рыба готова.

Итак, дважды щелкаем на только что загруженном закадровом голосе, чтобы активировать его в окне Source Monitor. Здесь мы видим аудио график, а также молчаливые промежутки. Во время чтения сюжета, репортер специально вставляет паузы в места синхронов, стендапов.

Аудио график

Кратко пробежимся по интерфейсу окна Source Monitor. На изображение ниже выделены основные элементы управления которые вам понадобятся при монтаже сюжета.

Управление Source Monitor

Playhead Position — отображает текущее время воспроизведения/паузы

In/Out Duration — показывает время от точки входа до точки выхода. Изначально отображает общее время воспроизведения файла.

Mark In и Mark Out — кнопки для обозначения начала/конца выделяемого фрагмента. Указанный отрезок помечается цветом на временной шкале.

Go to In (перейти к точке входа), Step Back (кадр назад), Play/Stop (воспроизведение/пауза), Step Forward (кадр вперед), Go to Out (перейти к точке выхода) — стандартные кнопки управления плеером. Для перемотки записи просто переместите курсор на необходимое место временной шкалы.

Insert и Overwrite — два способа вставки выделенного фрагмента в секвенцию.

Продолжим. Выделяем начало и конец закадрового голоса при помощи помощи кнопок Mark In и Mark Out либо клавишами I и O.

Умение работать с клавиатурой высоко ценится в среде профессионалов. Знание всех клавиш и комбинаций существенно повышает производительность труда не только в Adobe Premiere, но и любой другой программе. При наведение курсора мыши на большинстве кнопок, возникает всплывающая подсказка, где в  скобках указана клавиша активации на клавиатуре.

Подсказка Insert

Нажмите Insert, чтобы выложить закадровый голос на секвенцию. Теперь необходимо установить курсор в место первой паузы и согласно репортерскому листу вставить первый синхрон.

Закадровый голос

Активируем указанный файл в Source Moniror, затем, вводим тайм код начала фразы в поле Playhead Position и нажимаем клавишу Mark In. Теперь вводим тайм код конца фразы и нажимаем клавишу Mark Out. Используя инструмент Insert вставляем фрагмент синхрона в первую паузу.

Продолжая в том же духе собираем рыбу.

Нажмите для увеличения

Как видите ничего сложного нет. Осталась заключительная часть работы, перекрыть закадровый голос видеорядом. Перед тем как продолжить, перетащите значок A1 на дорожку Audio 2. Снимите выделение кликнув один раз на Audio1 и выберите Audio2. Это нужно сделать для того чтобы при вставке кадров, интершум был в другом канале. Теперь звук будет ложиться на вторую аудио дорожку.

Выкладывая видео на секвенцию, вместо кнопки Insert нужно использовать Owerwrite, чтобы перекрывать голос репортера.

Стоит отметить, монтаж видеоряда ответственная задача. Нельзя просто так взять и кидать кадры по очереди. Существуют определенные правила которые нужно соблюдать, иначе смотреть сюжет будет не комфортно.  Итак, вот они:

1. Продолжительность кадра — один план должен длиться не меньше 2 и не дольше 5 секунд. Тем не менее бывают исключения, к примеру если в фокусе камеры присутствует динамика, имеется внутрикадровое развитие или событие, то имеет смысл продлить кадр.

2. Стык кадров — важно правильно чередовать кадры, к примеру первый план берется общий, второй средний и третий крупный, затем опять общий или средний. Это простейший вариант монтажа видеоряда. Плохо смотрятся стыки между двумя одинаковыми по крупности планами, например средний и средний. Далее, ни в коем случае не делайте компьютерных переходов (всевозможные шторки, микширования затемнения и прочее), в сюжете новостей приемлемы только прямые склейки. Про стык кадров написано много объемных трудов, и если вы всерьез собираетесь заниматься монтажом не поленитесь изучить их.

3.  Смысл и Ритм кадров — должны соответствовать закадровому тексту. Ясно что показывать банан, когда речь идет о яблоках — глупо. Склейку кадров лучше делать на  окончание/начале фразы, либо в середине предложения где есть смысловая или ритмическая пауза.

С опытом вы научитесь правильно воспринимать видеоряд и возможно сможете пренебрегать некоторыми правилами, но не в ущерб восприятию сюжета зрителем.

В отдельных телекомпаниях для выработки стилевого единства информационных программ прописываются унифицированные правила монтажа в виде своеобразной памятки.

Собственно после непродолжительной работы получаем готовый сюжет. Так он выглядит на временной шкале.

Нажмите для увеличения

Единственный штрих который осталось добавить — это настроить звук. Сюжет рекомендуется сохранять в режиме стерео, чтобы в правом канале звучал голос репортера и собеседника, а в левом был интершум. Это делается для того, чтобы монтажер верстающий финальный выпуск новостей имел возможность оперативно подправить звук. Также следует понизить интершум, чтобы он не перехлестывал голос репортера.

Аудио микшер

На этом все.

Posted in Блог, Обзоры, Уроки and tagged .

4 Comments

  1. «чтобы в правом канале звучал голос репортера и собеседника, а в левом был интершум»
    Пожалуйста объясните зачем разделять интершум и голос на каналы? Ведь очень некомфортно слушать одним ухом

    • Для удобства. Дело в том, что сюжет является частью программы новостей. В нее также входят заставка, анонс, съемки ведущего в студии, отбивки, другие сюжеты и репортажи сделанные разными монтажерами. Человек верстающий конечный продукт для эфира в случае необходимости сможет оперативно отредактировать разведенный по каналам звук, в отличие от сведенного. Например, прибрать сильный интершум. Финальный вариант выпуска новостей просчитывается в стерео формат в замешенном виде.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *